Вернуться на главную


Мифы - для чего важна сказка

( продолжение )


 

 

К началу     1   |  2  |   3   |   4     Продолжение статьи

Однако это именно дверца - или окно, но еще не сам иной мир. Увидеть саму иную реальность сказочник не в состоянии - для этого нужен мистик, сновидящий, медиум. А это уже другой путь - путь веры, религии, медитации, и мы сейчас говорим не о нем.

Миф - это меньше, чем подлинное описание иного мира ( Конечно, толкинисты могли бы поспорить с этим утверждением, так как верят, что где-то существует буквально такая же Арда, которую описал Толкиен в своих книгах, живут эльфы, гномы, хоббиты и другие обитатели. Поклонники других писателей так же верят в подлинную реалистичность их миров. Однако, не отказывая писателям-фантастам в чувстве реальности – точнее инореальности, не будем все-таки чересчур увлекаться. )

И в то же время миф - больше, чем просто фантазия, созданная в рамках мира нашего ( как утверждают материалисты, сводящие всю культуру к надстройке над экономическим базисом ).

В народных сказках проступает словно сквозь туман, выходя из завесы тайны не просто придумка – отблеск иной реальности. Вот что так влечет в сказке, вот что делает ее не просто развлечением, а ценной пищей для души. Именно поэтому так любят сказку дети, именно поэтому тянутся к сказке наиболее открытые и чистые сердца!

Бесконечная история - билет в оба конца

Однако если сказка не передает иную реальность буквально, а лишь отражает ее – как мы можем быть уверены, что действительно соприкасаемся с иною реальностью, а не с фантазией художника, веяниями эпохи? Не можем же мы, читая, постоянно анализировать миф, пытаясь отделить наслоения от зерна! Такая работа хороша для ученого-исследователя, но она мешает живому контакту зрителя с художником, - ведь даже когда мы оцениваем работу актеров при просмотре фильма, мы утрачиваем живое ощущение присутствия!

Как же быть? Из этого кажущегося противоречия есть выход!

Реальности не изолированы друг от друга, а связаны. Реальность мифа влияет на наш мир, но и мы в свою очередь можем повлиять на миф. Вдохновение, увлеченность, творческий порыв людей являются как бы питающими ключами для иной реальности. Это положение звучит на первый взгляд совсем фантастично. Ну ладно еще поверить, что где-то в измерениях других координат живут феи и гномы, но в то, что мы своими чувствами можем влиять на их миры?!

Однако это так! Не хотелось бы делать подробный экскурс в теорию коллективного бессознательного, которое в сущности является мостом между мирами, будучи открытым в обе стороны… но ответ на этот вопрос кроется именно там. Пласты коллективного бессознательного (к которому принадлежит мифы) влияют на нас, на каждого человека, живущего на земле, его желания, страсти, мечты. И в то же время сознание отдельного человека влияет на эти пласты.

Сказать то же можно и по-другому.

Если мы вспомним сказку «Бесконечная история» 1*, то в ней заключена глубокая мысль – страна Фантазия существует до тех пор, пока хотя бы один ребенок верит в нее .

Напомним сюжет этой сказки. Мальчик Бастиан случайно находит волшебную книгу, читая которую, он оказывается в стране Фантазии. Там он узнает, что сказочный мир в опасности.

Злые силы во главе с Гморком хотят сделать так, чтобы сказку все забыли, и ее мир поглотило Ничто. Бастиан вступает в борьбу.

По пути он встречает множество существ, полных апатии. Смирившись со своей участью, они ожидают, как сказочную страну постигнет гибель. Однако таковы не все. Некоторые обитатели Фантазии еще полны решимости бороться. Они оказывают поддержку Бастиану, который у нас на глазах превращается в сказочного героя Атрейю.


Дракон счастья Валькор


Фея

Победив силы зла и преодолев трудности, он дает королеве страны Фантазии Новое имя, и это возвращает жизнь сказке.

Бесконечная история полна драматизма. Миру Фантазии угрожала полная гибель. Но он устоял благодаря тому, что Бастиан по-прежнему верил в него. Эта вера является созидательной не меньше, чем созидательна в нашем мире работа строителя или скульптора. Мысль обладает творческой силой, и как только мы подключаем воображение, мы становимся творцами.

В этом плане характерно появление героев нового типа – преображающихся в иной реальности. В обычной жизни Бастиан из «Бесконечной истории» всего лишь мальчик, ничем не выделяющийся среди других. Но в стране Фантазии он становится сказочным героем Атрейю, победителем темных сил и спасителем сказки.

У Атрейю появляются способности, которых не было у Бастиана. И сам он становится уже персонажем данного мифа - его участником. Преображение такого масштаба иногда пугает тем, что на первый взгляд, содержит некое несоответствие. Как можно доверить ребенку судьбу целой сказочной страны? Однако в этом содержится глубокий смысл.

Ребенок обладает чистым сердцем, чтобы уловить иную реальность и войти в нее (в принципе, дверца открыта для каждого). Он интуитивно мудр, чтобы разобраться в ситуации, отличить добро от зла, распознать ложь. Ребенок (не каждый, конечно) обладает решительностью и верой, в отличие от отягощенных сомнениями и тревогами взрослых...

____________________

1* - знаменитый фильм, снятый в 1984 году по мотивам книги немецкого писателя Михаэля Энде.

Однако он входит в иную реальность подобным чистому листу. Все остальные качества, которые превратят его в героя, приобретаются постепенно в ходе испытаний и сражений (а порой и в ходе ошибок, которые ему самому приходится преодолевать).

Такова и судьба четверых юных королей из "Хроник Нарнии" Клайва Льюиса. В нашем мире они - обычные дети, которые поехали к дядюшке на каникулы. Но после того, как они попали в неведомую страну Нарнию, их ждет преображение. Льюис подчеркивает важную мысль - преображение не является заслугой, а преподносится героям как дар. Однако будучи носителями этого дара, они сами оказываются призваны совершить нечто важное для мира сказки - спасти ее от злой ведьмы и вернуть прежнюю красоту. Возвращение весны в Нарнию подобно спасению страны Фантазии у Михаэля Энде.

И в том, и в другом случае ребенок из нашего мира спасает сказку.

В подобных обстоятельствах оказывается и Элли ( кто из нас не увлекался замечательными сказками Александра Волкова в детстве! ) Обычная девочка из Канзаса, она фактически становится спасительницей Волшебной страны. Не будем пересказывать сюжет известного всем "Волшебника изумрудного города" - но ведь каждому ребенку понятно, что не волшебство "могучего и ужасного" Гудвина спасает страну Оз! Это делает именно Элли, со своей решительностью и смелостью, с чистым сердцем и желанием помочь друзьям.

Таким образом, и у Михаэля Энде, и у Клайва Льюиса, и у Александра Волкова (столь замечательно пересказавшего для советского читателя "страну Оз" Фрэнка Баума, что переводчик запомнился больше автора!) звучит один и тот же мотив.

Толкиен во «Властелине колец» слегка приоткрывает нам этот секрет. Миссия огромной важности вновь поручена слабому и маленькому существу, не отмеченному ничем выдающимся на первый взгляд. Ведь именно таков Фродо из Шира… Но писатель поясняет нам, что миссия возложена на Фродо, так как никто кроме него... не мог бы справиться с ней. У Фродо, как постепенно раскрывается, есть то, чего нет у других - он бескорыстен и не ищет для себя ничего. Интересно, что именно Толкиен первым заговорил о реализме фантастических произведений.

Такова особенность мира сказки – в ней действуют иные законы и пропорции.

 

Обитатели сказок - герои и дарители

Как мы уже отметили, герой сказки поначалу обычно не обладает никакими особыми талантами. Как отмечал Владимир Пропп, герой - это не столько характер, сколько функция, то есть определенная роль, задача, которая ставится перед сказочным персонажем.

Герои сами обычно не обладают волшебной силой . Волшебной силой героев наделяют сказочные существа. В большинстве сказок в определенный момент (герой обычно находится в поиске ) ему встречается сказочное существо. Обычно человек застает такое сказочное существо в беде, и этим испытывается его доброта.

Тому, кто бескорыстно, без каких-либо условий помогает терпящему бедствие существу, может быть доверена волшебная сила.

Так происходит с Емелей, когда он спасает Щуку и со стариком, когда он спасает Золотую рыбку.

В некоторых случаях, напротив, герой ловит волшебное существо "Сивка-бурка", и то дарует ему волшебную силу в обмен на свободу.

Иногда говорят, что изобилие волшебных существ, которые одаривают главных героев волшебными предметами, характерно лишь для русских сказок. По сути сказочные существа выполняют за героев их работу чудесным образом – и здесь кроется особенность русского менталитета, для которого характерна нелюбовь к труду. :)

Действительно, в русских сказках, наверное, герои работают в среднем меньше, чем например, в западноевропейских. Однако приведенное выше обвинение справедливо лишь в некоторой степени.

Испытание душевных качеств героя является важным этапом для сказки. Ведь бескорыстность для носителя волшебной силы совершенно необъодима - иначе он будет использовать ее для достижения славы, богатства, власти.

 

А сила не может быть использована для достижения подобных целей. В тех же случаях, когда волшебные существа оказываются вынуждены (или благодаря договору, или вследствие своего пленения) выполнять желания корыстных, сребролюбивых людей, богатство не приносит им счастья. (Старуха в сказке "о старике и рыбке", "серебряное копытце").

Таким образом, хотя дарители сами не совершают в сказки активных действий, за ними остается право выбора, кому вручать волшебные способности, а кому нет. Поэтому их роль в сказочном мире является одной из определяющих. Однако о характере самих дарителей нам мало что остается известно. В полном соответствии с теорией Проппа и здесь реализуется лишь функция.

Если мы попробуем задуматься над тем, почему так происходит, то наверное, придем к выводу, что дарители в сказочном пространстве олицетворяют роль сил, которые свыше помогают в жизни человеку. Природа этих сил большинству из нас непонятна, но каждый из нас, наверное, хотя бы раз ощущал то доброе влияние, заботу извне, которая представляется (в христианской традиции) то ангелом-хранителем, то святым, имя которого мы носим. Мы мало знаем о них самих, но чувствуем их заботу и доброту...

В дохристианской традиции, которая формировала сказки, такая роль приписывалась животным, хранителям рода. Не случайно огромное множество русских фамилий происходят от зверей. :) Однако не будем углубляться с этим анализом. Как мы уже говорили, миф - лишь дверца в иную реальность, и наша задача сейчас - не пытаться заглянуть сквозь нее, а понять, как эта дверца работает...

Особую группу сказочных существ составляют заколдованные прекрасные девушки (как правило, Царевны).

Обычно злые колдуны превращают их в каких-нибудь неприятных существ ("Царевна-лягушка") и накладывают условное заклинание - будешь такой, пока тебя кто-нибудь не полюбит (поцелует). Достаточно часто царевн заколдовывают в птиц (утка из сказки "Карлик-нос", Мария-голубка из сказки о Федоте-стрельце, и наконец, Царевна-Лебедь).

В этом последнем случае существо уже оказывается внешне прекрасным.

 

Впрочем, общий мотив превращения в птиц заставляет искать какой-то смысл. Высказывается, например, точка зрения, что птица является символом души, а ее заколдованность - означает временную неспособность воплотиться, выразить себя в реальном мире.

 

 

К началу     1   |  2  |   3   |   4     Продолжение статьи

 

Сайт создан в системе uCoz