Вернуться на главную


Мифы - для чего важна сказка


 

Разве сказки нужны только детям?
Сказки взрослым гораздо нужней.

А.Городницкий.

С детства мне всегда нравились сказки. Передача «В гостях у сказки» была одной из любимых.

Впрочем, я не думаю, что был в этом отношении исключительным – сказки в детстве нравились многим.

С чем связана такая притягательность? Может быть, с тем, что мир сказок ярче и разнообразнее реального? А может, с тем, что волшебные подвиги требуют там меньше труда и совершаются по мановению? или с тем, что в сказках всегда торжествует добро?

В каком-то возрасте мы понимаем, что это все выдумка, и начинаем интересоваться более «реалистичными» вещами – детективами, драмами, политикой, сексом... Взрослая жизнь затягивает, диктует свои законы.

Но и повзрослев многие продолжают любить сказки – хотя и в несколько другом обличье. Одни читают фантастику, другие играют в ролевые игры, третьи погружаются в увлекательный мир компьютерных игр.

Старинные сюжеты объединяются с новыми, вновь оживают эльфы, гоблины и гномы, начинает шелестеть колдовской лес, и в плеске воды слышатся голоса русалок. Неожиданный мир открывает нам двери, манит приключениями, зовет голосами героев.

Люди прагматичного склада пожимают плечами – вот чудаки! Занялись бы лучше делом, тратят время на всякую ерунду… Бегут от реальности в свои вымышленные миры.

Но так ли уж они вымышленные?.. Почему дети – наиболее чистые существа, с открытой душой и великолепной интуицией – всегда любят сказки и верят в них? Разве только потому что дети наивны, а взрослые поддерживают в них наивную веру?

Погружаясь в сказки, мы отдыхаем душой. Но не просто отдыхаем – обогащаемся, словно соприкасаемся с чем-то.

А может быть – это что-то действительно существует?

В научной фантастике – да и в физике – за последние полвека прочно укоренилась идея параллельных миров.

Как правило, под этим понимаются миры, похожие на наш, в которых события развивались по-другому.

Эту идею обыгрывают на разные лады современные книги и фильмы, где часто говорят о параллельном Нью-йорке или Лондоне, иномерном Лос-Анджелесе, альтернативном Чикаго :) где живут те же люди, но в других обстоятельствах .

Однако давайте задумаемся - если действительно это иная реальность – не будет ли логично ожидать от нее более существенных отличий? Что если там история издавна повернула в другое русло? Если там не развивалась машинная техника, не был изобретен порох и двигатель внутреннего сгорания, конвейерное производство, железные дороги, самолет?

Что если там вообще развивалась не техника, а магия?

В нашем мире человек уделил огромное внимание техническому развитию, но при этом пожертвовал развитием внутренним. А если сенсорные способности, дремавшие в шаманах и колдунах древности, в параллельных мирах веками оттачивались, развивались, обострялись? и люди в конце концов научились летать, понимать язык деревьев, птиц…

Тогда не столь уж сложно представить параллельные миры иными - когда мир имеет другую географию и наряду с людьми в нем живут существа, отличные от нас. В таких параллельных мирах моли бы жить существа, подобные сказочным русалкам, гномам, или лесным эльфам...

Тут скептически настроенный читатель может сказать - а не слишком ли увлекается автор? Каковы, собственно, доказательства?

Но ведь я и не ставлю задачу доказывать - скорее просто поделиться собственным мироощущением.

Способность видеть соседние миры, скорее всего, когда-то была достоянием многих людей. Со временем человек ее утратил, она сохранилась лишь у единиц - тех, кого сегодня называют экстрасенсами, медиумами ( точнее - у небольшого числа из них, если исключить дилетантов и шарлатанов) :) .

Но вот ощущение присутствия иных миров сохранилось у многих. Оно остается у детей, которые погружаются в играх целиком в сказочную, "придуманную" атмосферу. Есть это ощущение и у многих людей творчества, искусства. Они чувствуют в себе эту способность идущей изнутри, в виде вдохновения, зова. И следуя ей, создают удивительные, причудливые произведения, объяснить которые одной богатой фантазией сложно. Хотя, конечно, совсем без фантазии не обходится, и в произведениях искусства подлинные озарения, пришедшие извне, из иных миров, облекаются в формы нашего мира и его законов.

Собственно, так и создается миф – от мифов древности до современных фантастических произведений типа «звездных войн».

Но что такое в сущности "миф"?

Иногда под этим словом мы подразумеваем что-то, несуществующее на самом деле – неправодоподобное, нереалистичное.

Историки, начиная с римского Вергилия, видят в мифах описания исторических событий, которые где-то приукрашены, но в основе содержат правдоподобный исторический материал.

Археологи используют мифы для поиска затерянных городов и античных ценностей, кладоискатели, опираясь на мифы, ищут сокровища. Но все это, если так можно выразиться, утилитарный подход.

Знаменитый психолог Карл Юнг считал, что в мифах, сказках, фольклоре проявляется коллективное бессознательное человечества. Это коллективное бессознательное есть у каждого народа, и именно оно питает мифы. Таким образом в мифах проявляется не только история - но и психология, душевный склад, и даже духовность народов. Интересно, что Юнг считал коллективное бессознательное объективно существующим.

Русский философ А.Ф. Лосев писал:

"Миф – не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь."

Жизнь мифа достаточно сложна. В некотором приближении, в мифе всегда есть два слоя. Один слой касается подлинного отражения иной реальности. Второй – ее обрамление в понятные читателю (зрителю) формы и схемы.

Эти схемы в разные эпохи меняются. В сказках средневековья храбрые рыцари одеваются в железные доспехи и дерутся на мечах. В современных они пользуются лазерными мечами… :) но все это лишь окантовка. Зерно мифа – его главную часть, завязку сюжета, образы главных героев – художник улавливает извне . Все остальное он уже додумывает , дорисовывает, используя воображение.

И чем талантливее художник, сказитель, тем больше, глубже первый слой, и тем тоньше, прозрачнее второй. Однако даже у самых ярких и талантливых сказочников и писателей этот второй слой всегда неизбежно присутствует в виду особенностей самого мифа.

Таким образом, для меня сказка, миф – это дверца в иную реальность.

 

 

1   |   2    |   3    |  4     Продолжение статьи

 

Сайт создан в системе uCoz