Вернуться
на главную


Немного о вере и религии


 

Не так давно на одном из сайтов заполнял анкету и задумался над пунктом «религиозные взгляды». Его нужно было выразить по возможности коротко. Я написал «перегородки между религиями не достигают до неба».

Уже не помню, кому эта фраза принадлежит.

Очень часто конфессиональные взгляды становится предметом ограничения. По религиозному признаку люди делят других людей на своих чужих – тех, кто принимает их взгляды, и тех, кто не принимает. Одних называют истинно верующими (или познавшими истину), а всех прочих – верующими неистинно, неверными, или просто заблудшими овцами. :)

По этому поводу существует хороший анекдот:

Идет экскурсия по раю. У экскурсовода спршивают: "что это за светлые люди в белых одеждах поют на красивом холме?" "Это мусульмане" - отвечает экскурсовод. Экскурсия идет дальше. "А это что за прекрасные люди медитируют в позе лотоса?" "Это буддисты" - отвечает экскурсовод. Экскурсия идет дальше. Впереди высокий и глухой деревянный забор, за которым ничего не видно. "А там что?" - спрашивают. "Тише!" - говорит экскурсовод. - "Там православные! Не шумите, они думают, что они здесь одни!" :)

Конечно, вместо православных сюда можно подставить любую другую конфессию - в каждой найдутся люди, описанные в этом анекдоте.

Можно еще добавить, что слово «религия» происходит от слова «соединять», а слово «конфессия» - от слова «разделять». Не случайно, наверное?

 

Мост в Бесконечность

Подлинная религия помогает человеку преодолеть собственную малость и почувствовать себя частью Огромного космоса. Мы малы. Мы меньше деревьев, нам далеко да размера океанов и морей. Человек теряется пред пустынным величием космических пространств - и не меньшим величием пространств духовных, к которым религия может привести.

Но чувствовать свою малость готовы не все. Человеку нравится ощущать себя Пупом Земли. И порой он подбирает именно такое мировоззрение, которое помогает сохранить это ощущение. В таком случае религия становится чем-то вроде панциря, с помощью которого человек прячется от окружающего мира и потакает себе.

К счастью, так поступают не все. Мне знакомы люди, которые действительно хотят понять, - как оно там, за горизонтом? И с помощью религии учатся любить все живое, ищут гармонию между собой и окружающим миром. Такие люди тоже есть почти в каждой конфессии - увы, их меньше.

Сам я воспринимаю религию - как мост, переброшенный между нами и Небом.

Мостов может быть больше, чем один. И если воспринимаешь религию не как свод правил или предписаний, а как систему духовных практик, помогающую человеку становиться лучше, то уже нет необходимости спорить до хрипоты, какая религия истиннее. В этом смысле истинно то, что дает внутренние крылья, возможность расти, становится добрее. Что зовет вдаль.

И безусловно, почти в каждой из крупных религий можно найти людей, которые находятся на этом пути.

Однако будем честными - их не так много.

Как вы понимаете, с описанными выше взглядами мне оказалось достаточно трудно найти единомышленников. Когда говоришь с верующими, они стремятся зазвать тебя в свою конфессию (организацию, секту и т.п.). и в лучшем случае вежливо не понимают. Когда говоришь с людьми неверующими, им представляются твои рассуждения о звездах и островах непрактичными и они советуют больше думать о земном...


Соцветие вер

В 1998 году, мне было 23 года, я встретил книгу, в которой удивительным образом нашли отражение мои собственные мысли. Это книга называлась "Роза мира".

Ее написал малоизвестный широкой публике человек по имени Даниил Андреев, который жил в советское время, сидел в сталинских тюрьмах. И в этот мрачный период писал о будущей светлой эпохе, объединении мировых религий и духовности природы.

Даниил Андреев верил, что наступит время, когда главные мировые религии объединятся. Не значит, что просто сольются друг с другом, взяв что-то от одной, а что-то от другой. Но перестанут враждовать, признают, что каждая из них ведет к небесам – только своим, собственным, уникальным путем.

Розу Мира он сравнивал с цветком из лепестков-религий, с соцветием вер (отсюда и образ розы, цветка). Каждый лепесток по отдельности мал, но вместе они создают цветок. Каждый дополняет друг друга. Нельзя сказать, что один важнее другого.

Признаем честно - Даниил Андреев был немножко наивен в своих построениях, и где-то увиденная им в мечтах и снах Роза мира напоминает коммунизм или утопии ранних социалистов.

Однако Андреев был глубоким мистиком и в состоянии сновидческого транса погружался в иную реальность. Он видел миры, которые могут напомнить рай или ад христианства, но видел их гораздо более сложными и многомерными, чем это отражено в простых мифах человечества. А кроме того, он видел, как эти миры влияют на нас, живущих на земле, и таким образом - на ход мировой истории. Он создал науку, которую назвал мета-история - о влиянии параллельных миров друг на друга. С поражающей ясностью мета-история объесняет многие земные события, для которых не находилось внятного объяснения в рамках традиционной исторической науки - стремительное создание и распад империй, переселения огромных народов, неравномерное развитие цивилизаций и культур... Впрочем, для людей серьезной науки здесь уместен скепсис, а кто-то сочтет Андреева сумасшедшим. Полвека назад это звучало еще более дико, господствовали атеизм и исторический материализм. Сейчас же серьезные физики с мировым именем рассуждают о параллельных мирах.

Так или иначе меня в "Розе мира" многое зацепило, образы, заключенные в ней, показались не внешними, а пришедшими откуда-то из глубин собственной души. И для меня вскоре прочтения наступил период осмысления, осознания своего места в этом мире.

Пришел новый взгляд на культуру, искусство, художественное слово. Андреев писал о том, что писатели, поэты, художники несут в наш мир отблеск иных миров, которые отражаются в их творениях.

Изменилось и отношение к природе. Природу я любил и до этого, но видел в ней скорее место для отдыха, красивый романтический фон. Теперь окружающий мир открылся как поток неизвестной и таинственной жизни, лишь частью которого (и порой не самой лучшей!) являемся мы сами...

 

Примерно тогдаже я перестал есть мясо и рыбу, потому что понял, что человек не имеет права лишать жизни другие существа, когда для его сытого существования и так имеются все условия... Мы поразительно не задумываемся о многих вещах и делаем как все, только потому что привыкли это делать!

Более того, люди, которые начинают задумываться над такими вещами, воспринимаются окружающими, как немножко ненормальные, не от мира сего... Впрочем, как я понял со временем, такой ненормальности не стоит стесняться - пожалуй, даже, ей можно гордиться. :)

Фантастика и астрономия тоже не от мира сего, и человек, бродящий вечером по полю с подзорной трубой, воспринимается окружающими в лучшем случае как чудак. В этом смысле между фантастикой и религией есть что-то общее. :)

Кстати, "Роза мира" помогла мне еще в одном - найти людей, которые в чем-то похожи на меня самого. С этими людьми я общаюсь по большей частью на форуме rozamira.org. И хотя в настоящее время это весьма разношерстная компания, многих объединяет нетривиальность взглядов и поиск Своего Пути.

Многих также объединяет и любовь к природе. О последнем, во всяком случае, стоит сказать подробнее.


 

 1   |   2    Окончание статьи  

Сайт создан в системе uCoz