Вернуться на главную


Немного о вере и религии

(окончание)


 

 

Начало статьи     1   |  2   

Одухотворенность природы

 

Важной частью религии для меня является… природа. Это сложно выразить словами. Мне нравится стихотворение Владимира Набокова:

Слышишь иволгу в сердце моем шелестящем? 
	  Голубою весной облака я люблю, 
	  райский сахар на блюдце блестящем; 
	  и люблю я, как льются под осень дожди, 
	  и под пестрыми кленами пеструю слякоть. 
	  Есть такие закаты, что хочется плакать, 
	  а иному шепнешь: подожди. 
	  Если ветер ты любишь и ветки сырые, 
	  Божьи звезды и Божьих зверьков, 
	  если видишь при сладостном слове "Россия" 
	  только даль и дожди золотые, косые 
	  и в колосьях лазурь васильков,- 
	  я тебя полюблю, как люблю я могучий, 
	  пышный шорох лесов, и закаты, и тучи, 
	  и мохнатых цветных червяков; 
	  полюблю я тебя оттого, что заметишь 
	  все пылинки в луче бытия, 
	  скажешь солнцу: спасибо, что светишь.   
      Вот вся вера моя. 
 

Концовка стихотворения неожиданна.

В этом перечислении, хаотичном на первый взгляд, чувствуешь словно прикосновение самой Души России, отраженной - как тысячей маленьких зеркал - то каплями росы, то шумом дождя, то голубыми васильками на фоне золотых колосьев, и даже маленькими лесными зверушками. :)

Это не пантеистичное смешение, когда природа объявляется Богом… Нет, это ощущение Его сквозящего присутствия в хорошо знакомой, родной нашей русской природе! Я верю, что за одухотворенностью природы, ощущением жизни вокруг стоит множество существ, порой неизвестных и неведомых нам.

И я убежден, что такая вера ничуть не противоречит христианству. Ведь христианство учит не поклоняться иным существам, кроме Бога, не творить из них кумиров. Но здесь речь совсем об иных отношениях – о дружбе с миром этих загадочных стихий…

Это хорошо понимали великие христианские святые. Так, например, Францизск Ассизский говорил «брат мой Солнце, сестра моя Луна»…

К ощущению этого приближались русские религиозные философы. Павел Флоренский чувствовал в природе странную, влекущую мистику, разгадать которую стремится человеческая душа.

Николай Лосский считал Землю живым организмом, обладающим сложной и непостижимой жизнью.

Кстати, такой же точки зрения придерживаются многие современные ученые-экологи. Говоря о необходимости беречь Землю (Гею), они имеют в виду не только сохранение места обитания человека, но и благодарность существу, давшему человечеству жизнь.

И кроме Земли огромное множество существ присутствуют рядом с нами, порой присутствуют незримо, но дружественно по отношению к человеку.

Если в теплый весенний день мы разуемся и пройдем босиком по свежей молодой траве, чувствуя аромат зелени и первых цветов, слушая жужжание насекомых и оставив позади городские мысли, мы почувствуем это сами.

Это хорошо показано в следующем стихотворении Даниила Андреева:

И воздух, поющий ветрами,
	   И тихо щебечущий колос, 
	   И воды, и свищущий пламень 
	   Имеют свой явственный голос. 
	   Но чем ты уловишь созвучья 
	   Лужаек, где травы и сучья, 
	   Все выгибы, все переливы 
	   Беззвучной земли молчаливой? 
	  Язык ее смутен, как пятна, 
	  Уста ее жаркие немы; 
	  Лишь чуткому телу понятны 
	  И песни ее, и поэмы. 
	  Щекотным валежником в чаще, 
	  Дорогою мягко-пылящей, 
	  На стежке – листом перепрелым 
	  Она говорит с твоим телом.

Добавить к этому можно мало что. Пожалуй, уточню, что под таким общением Андреев понимал не только отдых, не только удовольствие, и даже не только очищение тела, плезное для нашего здоровья. Он говорил о том, что дружественные существа, стоящие за всем живым вокруг, могут приоткрыть те способности, которые с детства заложены в каждом человеке, но которые до времени дремлют и не используются полностью - интуицию, духовное зрение, духовный слух...

Человек постепенно приучается воспринимать шум лесного океана, качание трав, течение облаков и рек, все голоса и движения видимого мира как живое, глубоко осмысленное и к нему дружественное . Будет усиливаться, постепенно охватывая все ночи и дни, чувство, неизменно царящее над сменой других мыслей и чувств: как будто, откидываясь навзничь, опускаешь голову все ниже и ниже в мерцающую тихим светом, укачивающую глубь – извечную, любящую, родимую. Ощущение ясной отрады, мудрого покоя будет поглощать малейший всплеск суеты; хорошо в такие дни лежать, не считая времени, на речном берегу и бесцельно следить прохладную воду, сверкающую на солнце.

Можно было бы указать еще сотни таких минут – от загорания на песке до собирания ягод – полудействия, полусозерцания, – но о них догадается и без указаний тот, кто вступит на этот легкий и светлый путь. Ведь такой уклад возможен не только в Средней России, но и в природном ландшафте любой другой страны, от Норвегии до Эфиопии, от Португалии до Филиппин и Аргентины. Соответственно будут меняться только детали, но ведь они могут меняться и в пределах одного ландшафта сообразно личным наклонностям. Главное – создать внутри себя этот свет и легкость и повторять подобные периоды, по возможности, каждый год.

Такое общение с природой уже выходит из разряда отдыха и становится сродни религиозному действию. Конечно, это религиозное действие другого рода, чем когда мы молимся Богу или идем в храм. И одно не заменяет другое.

 

Напоследок хочется немного поделиться своими мечтами. Мне хотелось бы в будущем создать такое место, куда могли бы приезжать верующие люди разных религий и учений, чтобы обмениваться опытом, лучше понимать друг друга, общаться с природой. Это место видится мне удаленным от больших городов, заводов, железных дорог и других путей цивилизации. Ибо на природе и понимаешь друг друга лушче, и уходит то наносное, временное, не-главное, что есть в нашей душе.

В настоящее время почти каждое лето мы с друзьями ( с большинством из них я познакомился на сайте rozamira.org.) совершаем небольшие вылазки на природу. И хотя вылазки эти, как правило, бывают не слишком продолжительны - несколько дней, неделя, - мне видится хорошее начало. А чего стоят беседы у костра вечером, в тиши, под плеск реки и пение сверчков, когда всходит над рекой Луна, а на костерке закипает чай, и все незначительные детали неожиданно оказываются полными глубокого смысла!..

В такие дни природа воспринимается ближе, мистичнее. Сознание становится способным уловить тонкие оттенки, восприятие обостряется, и по мере пребывания на природе становится чище сама душа.

 

Начало статьи     1   |  2   

Сайт создан в системе uCoz