Вернуться
на главную


Прирученный эрос...

(продолжение)


 

Предыдущая страница    1   |   2    |   3   |  

В поисках золотой середины

 

Но если к обнаженному телу современное общество еще относительно терпимо, то с вопросами эротики в широкой смысле по-прежнему остается немало сложностей.

Красивое обнаженное тело может быть источником вдохновения, а может возбуждать желание. В иных случаях оно вызывает зависть, бывает, что и упрек. Бриджит Бордо, активно поучаствовшая в становлении моды на бикини, была известна и тем, что одной из первых актрис позволила себе фотографироваться полностью обнаженной. И хотя она всего лишь отстаивала свое право публично показать собственное - красивое, заметим! - тело, Бриджит заклеймили на все лады как активистку сексуальной революции и развратительницу молодежи. :)

Что ж, в 60-е годы "развратители молодежи" могли выглядеть достаточно скромно.

Впрочем, со временем в обществе появились критерии того, как можно разделить эротику и порнографию, появился современный взгляд на эти две вещи. Эротическое фото стало восприниматься как часть современного искусства, выставки фотографий можно встретить наряду с картинными галереями в самых солидных выставочных залах.

Но тем не менее, некоторое ханжество продолжает сохраняться в обществе.

     

В России одно время был период, когда обнаженное тело считалось "официально разрешенным", но он продлился недолго. Сейчас вновь в средствах массовой информации восстановилось негласное табу на изображение обнаженного тела. Например, по телевизору в прайм-тайм вы не увидите обнаженного тела, даже красивого, или в крайнем случае увидите только дальний план.

Такое отношение к обнаженному телу, на мой взгляд, связано с общем уровне закрытости в обществе. Открытые общества, как уже отмечалось, относились открыто и к вопросам пола. Культура обнаженного тела требовала определенного уровня доверия.

В современном обществе преобладает скрытый эротизм, и в этом есть некая неискренность, лукавство. В первую очередь, это проявляется в том, как представляют сферу эроса детям. Очень многие взрослые теряются и избегают вообще говорить об этом с детьми.

Большинство взрослых людей смотрят порнофильмы, не говоря уже о фильмах эротических, а в кругу близких знакомых обсуждают секс самым откровенным образом. Но в то же время мы живем в мире запретов: обнаженное тело, даже красивое, нельзя показывать по телевидению, его нельзя изображать на страницах газет и журналов.

Объяснения, что эротика (именно эротика, а не порнография!) может смутить детский ум, как правило, нелепы с точки зрения профессионалов-психологов.

В своей статье "Порнографичны ли античные статуи" профессор Щеглов пишет:

Эротика ничего худого даже с незрелым умом сделать не может.Потому что там есть эстетика, там есть красота. И излишнее наше сегодняшнее внимание к этой проблеме обусловлено вчерашним ханжеским воспитанием.Приведу такой пример: когда семья смотрит телевизор, то ребенку позволяют созерцать мордобои, отрезание ушей и т.д., но если на экране появляется обнаженная женская грудь, то в подавляющем большинстве случаев родители либо прикажут ребенку выйти, либо выключат телевизор. Происходит страшная подмена понятий. ... я не знаю случая, чтобы подростка психологически травмировало рассматривание красивого обнаженного женского тела.

 

Профессор не случайно ведь подчеркнул слово "красивого" - в сфере эроса важна эстетика, и именно то, насколько хорошо человек научится чувствовать эту эстетику, повлияет на то, станет ли он культурным в сфере пола, научится ли деликатности, такту.

В мое время подростки, которых в плане пола воспитывала лишь улица, заливались грубым хохотом при любом упоминании взрослыми каких-либо вещей, связанных с сексом. (А если по каким-либо причинам, смеяться было нельзя, они ухмылялись, перемигивались и т.п. ) Взрослые обычно терялись, не зная, как тут реагировать или делали вид, что не замечают.

Культура обнаженного тела, о которой мы говорили выше, не дается легко.

Здесь и отсутствие должного эротического воспитания, и последствия многолетних табу на этой теме, и вообще сложность проблемы как таковая.

Эрос в широком смысле гораздо шире сексуальных проявлений. Но беда в том, что внимание человека, как правило, привязывается именно к этим проявлениям. Даже нудисты, хотя и утверждают, что не обращают внимание на интимные места представителей противоположного пола, думаю, слегка лукавят. (Конечно, открыто пялиться на грудь девушки нудист не станет, но это не значит, что эти люди "выше секса" ) :)

Культурный человек, конечно, не будет показывать пальцем на картину с обнаженной женщиной в музее.

Но много ли среди нас таких, кто видя даже художественную эротику, обращает в первую очередь внимание на эстетику, пластику, грацию, чувственный замысел картины, а лишь потом на ее сексуальность? :)

Причем это относится даже к произведениям, на которых по замыслу сексуальное начало не стоит на первом месте (как на приведенной фотографии).

В общем, чувствуя в себе эту склонность, глубинную, не поддающуюся строгому контролю, люди разных времен и культур шли на запреты, выстраиваемые вокруг эроса. Пытались отгородиться от него заборами правил и предписаний, домостроями, епитимьями, сбегали в монастыри. Но ручеек прорывался то отдельными всплесками, то целым потоком. В культурах древности порой устраивались дикие, необузданные празднества оргиастического характера, где снимались все запреты на секс. В других культурах женщинам запрещали выходить на улицу с обнаженными руками и лицом. Найти золотую середину почти никогда не получалось.

Но неужели ее действительно нет? Неужели нельзя найти такое расстояние от костра, когда огонь уже греет, но еще не обжигает?

      

Если обратиться к истории человечества, можно отметить, что во многих культурах были обряды, или определенные дни, в которые сексуальная сфера выходила на свободу, но не безотчетно стихийно, а в рамках определенного русла.

Обычно такие празднества устраивались весной, приурочивались к циклу плодородия земли. Таким был кельтский Белтайн, похожие праздники имелись и у славян.

В Белоруссии сохранились шуточные свадьбы среди молодежи, когда после церемонии танцев парни и девушки играли в догонялки, и если они догоняли друг друга (по очереди), их объявляли мужем и женой с последующим правом реализовать это где-нибудь неподалеку в уединенном местечке. Надо сказать, нередко иногда так зарождались и настоящие семьи. Хотя в большинстве случаев это был обычай, имитирующий взрослую жизнь и позволяющий на таких полулегальных основаниях прикоснуться к запретному.

Отголоски этих празднеств живы до сих пор в виде обрядов на Ивана Купалу - в гулянии ночью в лесу, поисках папоротника, плетении венков и прыгании через костер. Не стоит думать, что молодежь в старину праздновала такие вещи глубоко целомудренно, да и сама символика праздника носила эротический смысл.

Подобный смысл имелся и у многих обрядов, не связанных с сексуальной сферой прямо. Так, мужчины обнаженными засеивали землю – это должно было повысить ее плодородие. В древности данный обряд сопровождался оплодотворением земли своим семенем.

Женщины вызывали дождь, раздевшись донага и войдя в воду, плескали друг на друга водой и призывали богиню дождя или реки.

Все эти вещи были связаны отнюдь не только с распутством, как впоследствии утверждали христиане. Обряды напоминали людям, что они являются частью природы, связаны с ней неразрывными узами и включены в общей ритм, неотъемлемой частью которого является эрос.

Сексуальная революция или бунт?

Вообще, можно либо пытаться осторожно взаимодействовать с сексуальной сферой, идя при этом, конечно, на определенный риск, - ибо страсть эта заложена в каждом из нас, - либо пытаться ее игнорировать.

Второй путь показал свою тупиковость в 20 веке. Запад, ханжески прятавший сексуальную жизнь под викторианской моралью, был потрясен сексуальной революцией. Пар слишком долго копился под крышкой, и в результате он вырвался. Равновесие маятника качнулось в противоположную сторону.

Молодое поколение 60-х отмело все ценности старшего. На улицу вышли дети цветов с лозунгом "занимайтесь любовью, а не войной", объявили брак морально устаревшим понятием и предложили проще смотреть на вещи. "Вы подобны цветам апельсина, - говорили они. - Опыляйте друг друга! Любите!" Старшее поколение было в шоке. Но делать оставалось нечего - сексуальная революция свершилась.

Пришлось делать для себя какие-то выводы. В обществе стало можно (наконец-то) говорить о сексе, чуть более спокойное отношение стало к добрачным связям в среде молодежи. Через некоторое время стал считаться нормальным и гражданский брак. Пожалуй, хиппи помогли избавить сексуальную сферу от излишнего пафоса и лицемерия.

В то же время они, конечно, не решили всех проблем.

Хиппи 60-х на вопросы пола и эроса смотрели просто

Ведь свободен может быть только тот, кто свободен внутренне. Отпускать эрос на свободу можно лишь тогда, когда он "приручен", то есть над страстями достигнут если не контроль, то хотя бы способность не идти у них на поводу. Иначе отпустившие эрос быстро оказываются у него в плену, а вместо искомой свободы получают зависимость от страсти... Сексуальная же зависимость не менее опасна, чем алкогольная и наркотическая. А говорить о том, источником скольких драм может стать эрос, наверное излишне.

Поэтому неудивительно, что новая волна достаточно быстро схлынула, хиппи исчезли с улиц городов, а прежние ценности во многом вернулись на место.

Впрочем, дух хиппи сохранился в 70-е годы. Иногда можно встретить и их самих - все еще удивляющих нас экстравагантностью, ярким стилем, даже в весьма солидном возрасте :)

На мой взгляд, в наши дни такие проявления несут в сильно коммерциализированный мир романтику и доброту. По стопам хиппи отчасти идут и нынешние неформалы и антиглобалисты. Хотя им, конечно, не хватает доброты хиппи. Ведь дети цветов не только протестовали против серых офисных костюмов своими яркими одеждами и бусами.

В современном мире есть места, где наследники хиппи позволяют себе немного пошалить. Обычно это происходит в теплое время года, когда климат способствует пребыванию на природе при минимуме одежды. Одним из таких мест на постсоветском пространстве является Казантип. Как правило, в середине лета там проводятся фестивали музыки в раскованной атмосфере отдыха, общения и флирта.

Не будем здесь слишком строгими. Молодости свойственен задор, поиски любви, желание реализовать себя.

В этом возрасте хочется ощутить себя сексуальным существом, привлекательным для противоположного пола.

свобода нравов - современный пляж Казантип

Едва ли со стороны старшего поколения было бы мудро гасить такие порывы, объявлять их вне закона (можно подумать, что пятьдесят или двести лет назад молодежь была другой!). Гораздо мудрее помочь молодежи разобраться в себе.

Впрочем, можно сказать наверное, что большинство вопросов, связанных с областью эроса, человечество до сих пор не решило. Это хорошо отражает стихотворение Надежды Львовой:

... И Дантэ просветленные напевы,
И сон стыда томительный, девичий,
Всех грез, всех дум торжественные севы
Возносятся в непобедимом кличе.

К тебе, Любовь! Сон дорассветный Евы,
Мадонны взор над хаосом обличий,
И нежный лик во мгду ушедшей девы
Невесты неневестной Беатриче
.

Любовь! Любовь! Над бредом жизни черным
Ты носишься кумиром необорным,
Ты всем поешь священный гимн восторга.

Но свист бича? Но дихий грохот торга?
Но искаженные, разнузданные лица?
О кто же ты: святая - иль блудница?

Получим ли мы когда-нибудь ответы на все эти вопросы?

 

Предыдущая страница    1   |   2    |   3   |  

Сайт создан в системе uCoz