Вернуться на главную


Прирученный эрос...


 

Еще до выхода этой работы в свет, как только я дал название соответствующему разделу, к ней сразу же появился интерес.

Для кого-то, возможно, покажется странным, что я решил посвятить этой теме раздел своего сайта. Однако ничего странного и случайного в этом нет. Ни одна тема, пожалуй, не волнует так большинство людей, как отношения между полами. И при этом ни одна тема в той же степени не подвергается такому числу запретов, табу и недомолвок. С самих древних времен люди постоянно занимались сексом. И почти с самых древних времен они стеснялись об этом говорить. :)

В Средневековой Европе степень запрета на разговоры о сексе в обществе поражала. В 17 (кажется) веке одна супружеская пара гостила у друзей, тоже супругов. И на вопрос подруги, как те провели ночь, молодая дама ответила, кокетливо улыбаясь, что они не выспались, поскольку … и далее шла какая-то весьма деликатная фраза, намекающая на то, что они не выспались, потому что занимались любовью.

Казалось бы, ничего удивительно, обычная светская беседа! Но муж так возмутился, что жена рассказывает об их интимных секретах, что… в порыве гнева убил ее!

В 21 веке такие вещи кажутся дикостью. Времена пуританской и викторианской морали давно ушли в прошлое.

Благодаря сексуальной революции 1960-х стало возможно спокойно говорить о сексе в обществе.

Однако с данной темой, по-прежнему остается что не так. С одной стороны, какой-то не совсем здоровый интерес. С другой, странное стеснение, природа которого тоже до конца не понятна!

* * *

Есть такое правило – когда на что-то смотришь слишком пристально, не можешь разглядеть, как оно выглядит целиком. Когда долго смотришь в одну точку, перестаешь замечать все остальное. Когда долго вглядываешься вблизи в красивое женское лицо, начинаешь там видеть какие-то мелкие морщинки, прыщи…

Когда слишком пристально разглядываешь красивую картину, замечаешь мелкие дефекты, которые расстраивают общее впечатление. Читаешь книжку – и все хорошо, пока читаешь быстро, но стоит замедлиться и начать вчитываться во фразы, тут замечаешь корявый слог, здесь смысловые несоответствия…

Короче, слишком тщательный анализ иногда губит ситуацию и мешает понять то, что видно при рассмотрении с помощью коротких беглых взглядов.

И это, наверное, в особенности относится к такой теме, как эротика. Поэтому, пытаясь разобраться с этим непростым предметом, будем избегать рассудочного анализа, а скорее сделаем экскурс в историю вопроса. Окончательных ответов у меня нет :)

 

Эротика в искусстве

Адам и Ева

Искусство как ни одна другая область отражает отношение человечества к самому себе, причем как к идеальному представлению о себе, так и реальному положению дел. Поэтому удобнее всего начать с эротики в искусстве. То положение, которое эротика занимала в искусстве в разные времена, позволяет легко понять, как в эти времена человек относился к данной сфере своей жизни.

Что первым изображал первобытный человек на скалах – только ли сцены охоты? Нет, обнаженных женщин! Занимающихся любовью людей... :) Половые органы были на таких рисунках нередко преувеличены в размерах - словно на них обращали особенное внимание.

Античность

Изображения обнаженных женщин, мужчин или занимающихся любовью людей можно было встретить на тарелках, вазах, настенных барельефах, фресках, украшениях храмов.

Некоторые из них игриво-скромны (как приведенное выше), некоторые обескураживающе откровенны.

Античность не знала отчетливой грани между эротикой и порнографией. Табу на изображение половых органов не существовало, так что их можно встретить на скульптурах, далеких по своему характеру от эротических - например, на классических скульптурах Аполлона и Геркулеса.

В Античные времена изображение обнаженной натуры считалось нормальным, да и сами люди, ходили в небольшом количестве просторной и легкой одежды.

Поэтому в эротическом искусстве греки и римляне изображали все "как есть".

И столь свободное отношение к эротике благотворно сказалось на развитии искусства. Скульптура, живопись, театр выстраивались вокруг вопросов пола, напряженного взаимодействия между женщиной и мужжчиной… И греки достигли безусловных вершин в изображении обнаженного тела - вершин, которых не удалось достичь потом на протяжении полутора тысяч лет.

А трагедии и драмы греческого театра стали мировой классикой и послужили сюжетами для живописи, скульптуры, музыки многих последующих поколений.

Конечно, нравы греков и римлян могут показаться нам чересчур распущенными. Дома украшали колонны с головами мужчин и фаллосами, фаллические символы устанавливали в скверах, садах и и другие общественных местах. :)

Весьма вольные сценки, например, гомоэротической любви, изображались на фресках, вазах, тарелках - можно их было встретить и в античных храмах.

Все это вызывало настороженность и неприятие у ранних христиан, перенявших строгое отношение к сфере пола от религии Ветхого Завета и вообще более сдержанных в этом отношении. Кроме того, изображения обнаженного тела (в частности многих богов и богинь) ассоциировались с "языческой" античной религией, враждебной христианству.

Поэтому неудивительно, что став официальной религией, христианство, мягко говоря, не поощряло эллинское искусство.

Во времена гонений на язычество (наступившие, как это часто бывает, вслед за гонениями на христианство) пострадало немало ценностей античной культуры. Нетрудно понять, что к эротическому искусству это относится в первую очередь.



Две обнаженные гетеры

Средневековье

В Средневековье на изображение обнаженного тела установилось строгое табу. Да и вообще сфера эроса оказалась как бы вне закона - ее едва терпели, да и то лишь вследствие необходимости продолжения рода. Характерно, что в то время развитие искусства практически остановилось.

Средние века оставили после себя лишь величественные храмы, но их внешнее и внутренне убранство вплоть до раннего Ренесанса оставалось весьма бедным.

Впрочем, винить в такой ситуации христианскую религию как таковую тоже было бы не совсем правильно.

Конечно, лишь для христианства характерно понятие грехопадение и акцентуализация на сексуальной природе греха. Но ханжество и невежество свойственны для многих людей во все времена, независимо от их национальной и религиозной принадлежности.

Однако к концу средневековья, когда запреты достигли наибольшей силы, в искусстве начались новые веяния, и в Европе наступил Ренесанс.

Ренесанс

Возвращение Адониса

Расцвет культуры, искусства в истории часто сопутствует более свободному отношению к эротике. Так, в эпоху ренессанса в Европе вновь стала возрождаться культура обнаженного тела, и это происходило одновременно с творческим подъемом Запада.

Характерно, что в эту эпоху происходило постоянное обращение к античности, а лучшие шедевры европейского искусства 16-19 веков связаны с древнегреческими и древнеримскими сюжетами.

Однако надо отдать должное - Ренесанс сделал шаг дальше античности. Во-первых, в нелегкой борьбе за существование эротическое искусство приняло тонкие, деликатные, изящные формы - обрело новую эстетику, которой не было раньше. Эротические скульптуры эпохи ренесанса обладают легкостью и грацией, которых не было даже у их античных аналогов.

Во-вторых, это искусство открыло, впустило в себя женственность. Начиная с "Рождения Афродиты", до живописи конца 19 столетия, до скульптур Родена в изображении женской фигуры присутствует особая мягкость, пластика, нежность. Это открытие характерно лишь для ренесанса - его не знали ни культуры античности, ни культуры Востока.

Роден. Вечная весна

На Востоке, где в отношении эроса существовала совсем другая эротическая традиция, чем на Западе, периода запрета не было.

Открытое изображение половых органов не считалось вульгарным, и совокупление всегда делалось центром любой эротической картины. В этом не виделось ничего непристойного – о чем например свидетельствуют китайские и японские фрески (мы не приводим их, чтобы не смущать читателя).

Однако такой подход не позволил развить собственно эротику, почувствовать все ее тонкие струны. Китайские и японские эротические картины 16-19 веков выглядят несколько наивно и упрощенно. При большом количестве "технических деталей" любви они не столь эмоционально-насыщенны, как европейские работы этого же времени.

возвращение Адониса

Антонио Канова. Амур и Психея

В Европе же во второй половины 19 века получил развитие стиль живописи, который можно было бы сравнить с серебряным веком в поэзии. Яркие краски, переосмысление античных сюжетов, смелые женские образы. В этот период становятся известными работы таких художников как Эдвард Пойнтер, Герберт Драйпер, Адольф Вильям-Бугро, художницы Эвелин де Морган.

       

Нимфы и сатир (Адольф Вильфм Бугро)                          Орфей и Эвридика (Эдвард Пойнтер)

Летающая рыба (Герберт Драйпер)

Как видим, ощущение эротики здесь становится близким к современному. Табу на изображения обнаженной натуры было преодолено, - более того, из этих изображений ушел некий схематизм и скованность движений, которые чувствовались даже у многих крупных мастеров 16-17 века.

Однако несмотря на возвращение эротики в искусство, в 18-19 веках оставалось очень напряженным отношение к обнаженному телу в обществе.

Сложность в одежде европейцев достигла предела. Многочисленные корсеты, длинные платья, юбки, чулки почти не оставляли возможности для контакта между кожей и солнечным светом. В моде была бледность, от солнышка закрывались зонтиками, а на руки надевали перчатки.

Европейские миссионеры, приезжавшие в страны Африки, Азии, первым делом заботились о том, чтобы местное население "прикрыло наготу". Между тем, туземные племена обычно ходили без одежды, открытая грудь женщины считалась нормальным явлением и не вызывала никаких чувств смущения или стыда.

Европейцы навязали племенам свои представления об эросе и морали, не считаясь с местными особенностями и жарким влажным тропическим климатом, совсем не располагавшим к обилию одежды. По степени одетости человека судили о его цивилизованности и даже религиозности.

К началу 20 столетия эта тенденция довела себя до абсурда и как следствие исчерпала. В Европе становились модными пляжи и спорт. И хотя на пляжах первое время купались в одежде, лишь слегка отличавшейся от светских платьев и костюмов, а спортом занимались в юбках до пят, с этого момента включились соображения удобства.

И последовавший за этим двадцатый век знаменовался движением в обратную сторону - то есть в сторону раздевания. :) Впрочем, это уже следующая тема.

 

1   |   2    |   3     Продолжение статьи

 

Сайт создан в системе uCoz