Одухотворенность природы
Важной частью религии для меня является… природа. Это сложно выразить словами. Мне нравится стихотворение Владимира Набокова:
Слышишь иволгу в сердце моем шелестящем?
Голубою весной облака я люблю,
райский сахар на блюдце блестящем;
и люблю я, как льются под осень дожди,
и под пестрыми кленами пеструю слякоть.
Есть такие закаты, что хочется плакать,
а иному шепнешь: подожди.
Если ветер ты любишь и ветки сырые,
Божьи звезды и Божьих зверьков,
если видишь при сладостном слове "Россия"
только даль и дожди золотые, косые
и в колосьях лазурь васильков,-
я тебя полюблю, как люблю я могучий,
пышный шорох лесов, и закаты, и тучи,
и мохнатых цветных червяков;
полюблю я тебя оттого, что заметишь
все пылинки в луче бытия,
скажешь солнцу: спасибо, что светишь.
Вот вся вера моя. |
|
|
Концовка стихотворения неожиданна.
В этом перечислении, хаотичном на первый взгляд, чувствуешь словно прикосновение самой Души России, отраженной - как тысячей маленьких зеркал - то каплями росы, то шумом дождя, то голубыми васильками на фоне золотых колосьев, и даже маленькими лесными зверушками. :)
Это не пантеистичное смешение, когда природа объявляется Богом… Нет, это ощущение Его сквозящего присутствия в хорошо знакомой, родной нашей русской природе! Я верю, что за одухотворенностью природы, ощущением жизни вокруг стоит множество существ, порой неизвестных и неведомых нам.
И я убежден, что такая вера ничуть не противоречит христианству. Ведь христианство учит не поклоняться иным существам, кроме Бога, не творить из них кумиров. Но здесь речь совсем об иных отношениях – о дружбе с миром этих загадочных стихий… | | |
|
|
Это хорошо понимали великие христианские святые. Так, например, Францизск Ассизский говорил «брат мой Солнце, сестра моя Луна»…
К ощущению этого приближались русские религиозные философы. Павел Флоренский чувствовал в природе странную, влекущую мистику, разгадать которую стремится человеческая душа.
Николай Лосский считал Землю живым организмом, обладающим сложной и непостижимой жизнью.
Кстати, такой же точки зрения придерживаются многие современные ученые-экологи. Говоря о необходимости беречь Землю (Гею), они имеют в виду не только сохранение места обитания человека, но и благодарность существу, давшему человечеству жизнь.
И кроме Земли огромное множество существ присутствуют рядом с нами, порой присутствуют незримо, но дружественно по отношению к человеку.
Если в теплый весенний день мы разуемся и пройдем босиком по свежей молодой траве, чувствуя аромат зелени и первых цветов, слушая жужжание насекомых и оставив позади городские мысли, мы почувствуем это сами. |
Это хорошо показано в следующем стихотворении Даниила Андреева:
И воздух, поющий ветрами,
И тихо щебечущий колос,
И воды, и свищущий пламень
Имеют свой явственный голос.
Но чем ты уловишь созвучья
Лужаек, где травы и сучья,
Все выгибы, все переливы
Беззвучной земли молчаливой?
Язык ее смутен, как пятна,
Уста ее жаркие немы;
Лишь чуткому телу понятны
И песни ее, и поэмы.
Щекотным валежником в чаще,
Дорогою мягко-пылящей,
На стежке – листом перепрелым
Она говорит с твоим телом. |
|
|
Добавить к этому можно мало что. Пожалуй, уточню, что под таким общением Андреев понимал не только отдых, не только удовольствие, и даже не только очищение тела, плезное для нашего здоровья. Он говорил о том, что дружественные существа, стоящие за всем живым вокруг, могут приоткрыть те способности, которые с детства заложены в каждом человеке, но которые до времени дремлют и не используются полностью - интуицию, духовное зрение, духовный слух...
Человек постепенно приучается воспринимать шум лесного океана, качание трав, течение облаков и рек, все голоса и движения видимого мира как живое, глубоко осмысленное и к нему дружественное . Будет усиливаться, постепенно охватывая все ночи и дни, чувство, неизменно царящее над сменой других мыслей и чувств: как будто, откидываясь навзничь, опускаешь голову все ниже и ниже в мерцающую тихим светом, укачивающую глубь – извечную, любящую, родимую. Ощущение ясной отрады, мудрого покоя будет поглощать малейший всплеск суеты; хорошо в такие дни лежать, не считая времени, на речном берегу и бесцельно следить прохладную воду, сверкающую на солнце.
Можно было бы указать еще сотни таких минут – от загорания на песке до собирания ягод – полудействия, полусозерцания, – но о них догадается и без указаний тот, кто вступит на этот легкий и светлый путь. Ведь такой уклад возможен не только в Средней России, но и в природном ландшафте любой другой страны, от Норвегии до Эфиопии, от Португалии до Филиппин и Аргентины. Соответственно будут меняться только детали, но ведь они могут меняться и в пределах одного ландшафта сообразно личным наклонностям. Главное – создать внутри себя этот свет и легкость и повторять подобные периоды, по возможности, каждый год.
Такое общение с природой уже выходит из разряда отдыха и становится сродни религиозному действию. Конечно, это религиозное действие другого рода, чем когда мы молимся Богу или идем в храм. И одно не заменяет другое.
Напоследок хочется немного поделиться своими мечтами. Мне хотелось бы в будущем создать такое место, куда могли бы приезжать верующие люди разных религий и учений, чтобы обмениваться опытом, лучше понимать друг друга, общаться с природой. Это место видится мне удаленным от больших городов, заводов, железных дорог и других путей цивилизации. Ибо на природе и понимаешь друг друга лушче, и уходит то наносное, временное, не-главное, что есть в нашей душе.
В настоящее время почти каждое лето мы с друзьями ( с большинством из них я познакомился на сайте rozamira.org.) совершаем небольшие вылазки на природу. И хотя вылазки эти, как правило, бывают не слишком продолжительны - несколько дней, неделя, - мне видится хорошее начало. А чего стоят беседы у костра вечером, в тиши, под плеск реки и пение сверчков, когда всходит над рекой Луна, а на костерке закипает чай, и все незначительные детали неожиданно оказываются полными глубокого смысла!..
В такие дни природа воспринимается ближе, мистичнее. Сознание становится способным уловить тонкие оттенки, восприятие обостряется, и по мере пребывания на природе становится чище сама душа.
Начало статьи 1 | 2
|