Вернуться на главную

Айвазовский как гений места

 

Его знают все – как художника-мариниста. И гораздо меньше известны другие стороны его жизни. В свои два последние посещения Феодосии я узнал Айвазовского как автора глубоких религиозных картин, а главное, как человека, горячо любившего свой город и делавшего для него гораздо больше, чем мог делать обычный меценат. Он не просто занимался благотворительностью – он вкладывал в город душу, не в меньшей степени, чем в свои картины…

Не знаю, был ли Айвазовский обладателем миссии в андреевском понимании этого слова. Но пожив хотя бы несколько дней в Феодосии, не сомневаешься, что он обладал миссией в масштабе этого города. Можно назвать этого человека гением места.
Сюда, в Крымскую провинцию он вернулся из Петербурга, в блеске своей славы, в расцвете сил. Мог бы продолжать жить в Питере, но не захотел. То ли интуитивно отверг тяжеловесное, неуклюжее внимание государства (последние несколько лет был главным художником военно-морского штаба), то ли скучал в холодной северной столице по ярким краскам родного Крыма.

Теперь в Феодосии многое напоминает о нем. Проспект Айвазовского, железнодорожная станция Айвазовская, художественная галерея его имени – бывший дом, где художник работал...

Картинная галерея

Художественная галерея им. И.К. Айвазовского

Гуляя вдоль набережной, отдыхаешь душой, глаз падает время от времени на железную дорогу, проложенную сюда не без его участия (художник, имевший связи в Петербурге, убедил высокое начальство в необходимости проведения железной дороги). Едва ли эта ветка, которую он потом видел из окон, нужна была для вдохновения. Но она несомненно  нужна была для города.

В середине 19 века Феодосия выглядела иначе, чем сегодня. Город был уютным, как на этой картине:

Старая Феодосия

В то же время уютная старая Феодосия была не слишком хорошо обустроена.

Остро стояла проблема снабжения города водой. В 1850-е сделали попытку реконструировать старые, средневековые водоводы, заброшенные после запустения города в 18 веке. Но это удалось лишь частично, и вскоре стало ясно, что воды не хватит.

Рассматривали два проекта новой водопроводной системы – с созданием плотины на горе Тепе-Оба и из Субашских источников, находившихся на территории имения Айвазовских.

Последний проект, естественно, требовал согласия хозяев.

В мае 1887 г. И. К. Айвазовский объявил о даре Феодосии, навечно, 50000 вёдер (600 м?) воды в сутки. После этого началось строительство нового водопровода.
Центральный фонтан водопровода Айвазовский построил полностью на свои средства.

Он стоит на том же месте и теперь.

Фонтан проработал еще долгое время и после смерти Айвазовского – кажется, до второй мировой войны. Сейчас фонтан служит памятником. Возле него любят гулять горожане и фотографироваться гости. :)

К этому можно добавить, что Айвазовский активно участвовал в реконструкции морского порта, открыл на свои средства археологический музей и общегородское художественное училище. Кроме того, он отреставрировал старую и построил новую армянские церкви.

:

Сын Армянского народа

Первой фамилией Айвазовского была Айвазян. На армянский манер он звался Ованес – на русский Иван. Предки Айвазовского жили какое-то времени в Польше, и там изменили свою фамилию на «Айвазовский».

Художник сохранил глубокую связь с армянским народом, всю жизнь он оставался прихожанином старого армянского храма. Некоторые из его картин посвящены армяно-грегорианской церкви

Грегор-просветитель. Крещение армянского народа

В 40-х годах вместе с великим князем Константином Николаевичем художник путешествовал по Греции и Турции. В Константинополе, узнав о закрытии вследствие безденежья одного из армянских училищ, Айвазовский использовал свой авторитет, связи и присутствие великого князя, организовал сбор средств, и через год училище было открыто. Нечто подобное произошло также в Смирне, а в Бурсе специально для пострадавшей от пожара армянской церкви художник написал икону Григория Просветителя.

1868 году художник исполнил свое давнее желание поехать на родину предков. Путешествуя по Закавказью, Айвазовский запечатлевал горные ландшафты, тифлисский быт (армяне составляли не менее половины населения тогдашнего Тифлиса), озеро Севан, Арарат и Араратскую долину. В ряду этих работ и большое полотно "Сошествие Ноя с Арарата"

картина Арарат

Арарат

В Армении Айвазовского считают армянским художником столь же естественно, сколь в России – русским.
Об этом красноречиво говорит такой эпизод.
Как-то в беседе с Мартиросом Сарьяном Илья Эренбург поинтересовался, отразилась ли в творчестве Айвазовского его национальная принадлежность. Сарьян сказал: "Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, в верхней части полотна сквозь скопление грозных туч всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение. Именно веру в этот Свет пронес через века породивший Айвазовского народ. Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь".

Согласно воле Айвазовского его погребли в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался. Надгробная надпись - высеченные по-древнеармянски слова историка V века Мовсесе Хоренаци - гласит: "Родился смертным, оставил по себе бессмертную память".

 

Библейские образы у Айвазовского

Айвазовский много раз обращался к образам Ветхого и Нового Завета. И если картины, посвященные Ветхому Завету, скорее просто красивы, то картины, посвященные Новому, еще и глубоко религиозны.
Наиболее сильное впечатление оставляет работа Айвазовского «Хождение по водам». К этой теме художник обращался не раз. Образ Христа соткан из чистого света, он резко отличается от образов Апостолов, которые лишь выступают из тени, озаренные светом Христа.

 

Хождение по водам

Другие христианские картины Айвазовского, может, не настолько мистичны, но полны глубокого покоя, который может передать только человек, сам имеющий живую внутреннюю связь с высшим.

Мадонна

Мадонна

Крещение Иисуса

Крещение Иисуса

На этих же картинах несколькими штрихами обозначена и восточная природа. Неяркая, скромная, но словно разделяющая этот внутренний покой.

Айвазовский улавливал образы не только моря – гор, равнинных рек. Улавливал – и передавал. В нем было живо то, что Даниил Андреев называл «стихиальным чувством» – или сквозящим видением – наверное, поэтому его картины так передают ощущение от природы.

 

Поэт стихиалей

Известный в первую очередь как художник морей, Айвазовский писал нередко работы,   совершенно отличные от морской тематики. И в них тоже ощущались пространство и жизнь стихии.  

Как здесь,  в этом изображении Кавказских гор:


Кавказские горы

Кавказские горы

Или здесь, где в своем среднем течении изображена великая русская река, еще свободная от плотин:

 

Волга

Волга у Жигулевских гор

 

И – конечно, с особой пронзительностью передавал он свой родной Крым:

Вид на Аюдаг в лунную ночь

Восход солнца

Восход солнца у берегов Ялты

В спокойном величии открываются нетронутые еще курортной суетой Крымские горы. Деревья спускаются почти к самой воде, а вместо волноломов и каменных набережных -простые рыбацкие лодки. Невольно хочется остановиться и помечтать. Он сохранил для нас тот Крым лучше, чем передала бы любая фотография.

Даже с применением современных компьютерных средств на фото сложно передать оттенки с такой живостью, как делал это Айвазовский. А в 19 веке французы останавливались в Париже у его картин и пытались разгадать, в чем секрет – не стоит ли сзади лампочка. Казалось невозможным передать море так, - с помощью лишь кисти и красок.

Среди волн

Среди волн


Он был и остался таким – душой тревожной, ищущей в волнах, не равнодушной к красоте, небезразличной к чужому горю. Везде в Феодосии ощущается присутствие его духа. И кажется, он и сейчас помогает этому городу откуда-то сверху, с незримых высот, где продолжает творить непредставимыми для нас средствами портреты стихиалей, пейзажи затомисов, моря иных миров.

Воронеж, 2012

 

Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz