Вернуться на главную


О Науке Химии, Воде и Воронежском университете 


 

Воронежский университет зимой

Воронежский государственный университет зимой

Так сложилось, что восемь лет я проработал преподавателем химии. Иногда это вызывает удивление, так как мои основные интересы - религия, философия, мистика, фантастика, сказки и мифы - скорее предполагают что-то гуманитарное.

Не стану говорить о полном совпадении этой профессии с призванием (иначе я бы остался там дальше), но большую часть этого времени я ходил на работу с удовольствием. Так или иначе, это отдельная глава жизни, и поэтому стоит уделить ей несколько слов. :)

Интерес к химии у меня был лет с 14-15. В этом возрасте я понял, что за сухим языком химических формул стоит красота превращений веществ. То, что до этого ощущалось необъяснимым волшебством, обрело рациональную почву - наверное, что-то подобное испытывает фокусник, когда понимает, как делать фокусы.

Тогда я создал дома небольшую лабораторию. Реактивы покупал в специальном магазине на Кузнецком мосту в Москве, а еще в многочисленных «хозтоварах». Правда, будучи немножко скрягой, я по большей части их берёг и красиво раскладывал по полочкам. Опыты делал лишь с малыми количествами веществ, но всегда дотошно.

Некоторым исключением было получение фосфорной кислоты из диаммофоски. Эта соль, применяемая как удобрение, разлагается при нагревании. Одна небольшая мелочь – аммиак в виде газа удаляется в атмосферу помещения. Помещением служила кухня, так как диаммофоску в кастрюле из нержавейки я нагревал на плите. :) Открывал окно, балконную дверь, а сам уходил в дальнюю комнату. Потом одевал противогаз и шел выключать газ. Родителей, конечно же, не было в это время дома.

кот любит химичить

Еще был электролиз раствора хлорида натрия с медными электродами при переменном токе из розетки (220 В). Скажу сразу, что током меня ударило всего раз. :) Зато медь на глазах валила с анода желтыми хлопьями гидроксида (I) Как я до этого додумался? Просто от батарейки получалось медленно и неинтересно, а мне хотелось сразу побольше.

Остальные опыты были мирными. Я никого не пытался взорвать, не запускал самодельных ракет и не делал ничего, что могло стоить жизни мне либо окружающим. :) в общем, химичил скучно.

РХТУ им. Д.И. Менделеева
Российский химико-технологический университет (до 1993 - Московский химико-технологический институт)

Не удивительно, что с такими наклонностями я поступил в химико-техногический институт. Возможно, зря не в МГУ, но туда был больше конкурс и дальше ездить. (К сожалению, в те времена документы разрешалось подавать только в один вуз).

Так увлечение стало профессией. В глубине души я понимал, что это только хобби. Манил полиграфический институт, но он очень неудобно располагался и там не было военной кафедры. Проза жизни порой влияет на наш выбор...

Я проучился в МХТИ (он же - Менделеевка) три года. Они были чем-то хороши, а чем-то - нет. Были друзья, любимая девушка, увлечение шахматами. Остались приятные воспоминания о жизни в студенческом общежитии, преферансе и т.п. Но я чувствовал, что друзья с выбором кафедры не ошиблись и занимаются здесь любимым делом, а я - нет.

В конце третьего курса перевелся на кафедру промышленной экологии, однако вскоре стало ясно, что и этого недостаточно.

Тогда я впервые задумался о своем пути, о смысле жизни, и вскоре пришел к выводу, что хочу жить на природе, подальше от душного города. За три года учебы в Москве стало хуже здоровье, а главное, начала казаться странной и пустой постоянная суета и спешка окружающих, ритм жизни большого муравейника.

Я уехал в Воронеж, где жила бабушка . Красивый тихий район назывался Березовая Роща. Это была конечно не жизнь на природе, но какой-то шаг в ее направлении.

Через некоторое время я оказался на химфаке ВГУ. Поначалу я воспринимал Воронежский университет скорее как необходимость, связанную с приобретением профессии и социального статуса. Однако на занятиях я встретил профессора Олега Борисовича Яценко, который заинтересовал меня своей научной тематикой - водой и льдом, отчасти пробудив мой прежний интерес к химии.

В 1999 году я закончил Воронежский государственный университет и в том же году поступил в аспирантуру на кафедру неорганической химии.

Первые два года аспирантуры были периодом воодушевления и даже небольших открытий. Вода, которой мы занимались, – моя любимая стихия. Делая дипломную работу, а затем диссертацию, я узнал о ней много нового (ибо базовые школьные, да и вузовские знания совсем не описывают глубины этого обычного и в то же время парадоксального вещества).

Вода отличается от всех известных жидкостей более чем десятком свойств, которые принято называть аномальными, - именно эти свойства делают возможной жизнь на Земле.

После защиты диплома

После защиты диплома на лестнице университета

Наша группа в 2000 году

Наша научная группа в 2000 году.
Справа внизу - мой руководитель Олег Борисович Яценко

Некоторые свойства воды до сих пор не объяснены и являются предметом жарких дискуссий (например, так называя структурная память - способность воды сохранять информацию). (см. ссылки внизу)

Конечно, область моей деятельности была более узкой и о влиянии слов на воду там речи не было. Мы занимались вымораживанием льда. При кристаллизации и плавлении концентрация веществ, растворенных в воде, меняется.

Мы изучали закономерности, которые происходят при этом в разных растворах. Нельзя сказать, что эта работа отличалась большим разнообразием, но это компенисровалось общением с коллегами в нашем маленьком уютном коллективе. Вместе отмечали дни рождения и праздники, да и обычные дни проходили не скучно. :)

Правда, ближе к защите мне пришлось теснее столкнуться с "кухней науки", понять, что она не лишена интриг и включает немало бумажной волокиты. Но эти трудности удалось преодолеть.

В феврале 2003 года я защитил кандидатскую диссертацию на тему "Кристаллизация компонентов водных растворов.... при температуре ниже 0 С". После этого для меня открылся путь к преподаванию, и после некоторых колебаний я решил заняться этим делом.

Преподавание в сущности довольно привлекательная вещь. Есть относительная свобода, большой летний отпуск. Возможность общаться с интеллигентными людьми, с молодежью, испытывать радость от того, что делишься знаниями.

Приятно, когда со студентами устанавливается живой контакт. Нередко студенты, у которых я вел занятие три или четыре года назад, останавливали на лестнице и спрашивали, как дела.

со студентами вечернего отделения (1 группа, 2005 год)

В учебной лаборатории со студентами вечернего отделения
(1 группа, 2005 год)
 

Были в работе веселые, неформальные моменты. Отмечания праздников, поездки на природу. Несколько раз мы со студентами устраивали защиту курсовых на природе - причем времени хватало и на серьезное обсуждение работ, и на праздник.

Хотя, конечно, это не означало, что на работе преобладало веселье. Будучи человеком ответственным, я халтурить не мог, дотошно принимал зачеты и не давал списывать. :) Думаю, многие студенты считали меня вредным преподавателем. Тем не менее, преобладало хорошее.

Новый год с девушками из 3 группы 2008/2009

Любимая 3 группа. Конец 1 семестра - Новый 2009 год :)

Всего я проработал в ВГУ восемь лет. После реорганизации кафедр в 2009 году я оказался на кафедре материаловедения и индустрии наносистем. Научная тема изменилась. Становление новой темы шло с переменным успехом, в конце концов стало понятно, что дело не идет. Свою роль сыграло то, что после объединения кафедр я взял на себя обязанности материально ответственного лица, что отнимало много времени. Кроме того, большинство занятий теперь пришлось вести у физиков, которые прямо скажем не проявляли особого энтузиазма к химии (за исключением групп по специальности ФАЯИЧ). Если добавить к этому некоторые проблемы со здоровьем, то станет понятно, почему я ушел.

Главное, хотелось уделять больше времени творчеству, написанию сказок, статей, а университет этого не позволял. Работа требовала все больше сил, а отдачи больше не становилось. Кроме того, мысль о переезде на природу не покидала меня - и не покидает до сих пор.

1 сентября 2011 года я уволился из ВГУ . Я ушел с хорошим чувством, с благодарностью к тем, с кем работал и с теплыми воспоминаниями о большинстве своих студентов.

прокаливание селитры

Некоторые интересные ссылки по данной теме:


http://www.bibliotekar.ru/voda/" Это книга Масару Эмото "Послания воды. Тайные коды кристаллов льда"
Рассказывается о влиянии музыки и слов на форму кристалликов. Масару Эмото наклеивал на баночки с водой этикетки, на которых писал разные слова, а потом выращивал из этой воды кристаллы льда. Из воды, к которой были наклеены надписи "спасибо", "любовь", "благодарность", вырастали красивые кристаллы. Из воды со словами "плохой", "злой", "дурак" и т.п. или ничего не вырастало вообще или вырастали сильно искаженные кристаллы. Все это лучше один раз увидеть, чем пересказывать. На эту тему издана серия книг, одну из которых можете посмотреть по ссылке. Большое количество фотографий кристаллов, например таких:

кристаллы Масару Эмото

http://himvictorina.narod.ru/vopros.html Занимательная химическая викторина. Вы сначала отвечаете на вопрос (вариантов нет), а потом проверяете себя. В качестве ответа приводится подробная информация, порой целая статья. Викторина дает возможность нестандартным образом проверить свои знания химии . Вопросы составлены необычно, многие с юмором.

http://www.vsu.ru Сайт Воронежского университета. Официальный сайт. Обо всем понемногу. Впрочем, это больше интересно для тех, кто каким-либо боком с этим университетом связан.

http://chemworld.narod.ru/shutyat.html Химики шутят. Неплохая подборка шуток на разные темы. Правда ли, что Менделеев изобрел водку? Книга Золотова "химики еще шутят". Анектоды про химиков и шутки студентов в стихах. И многое другое. В некоторых случаях для понимания нужно знать химию, но в большинстве - нет.

Пищевая таблица Менделеева Это тоже юмор, никакого знания химии не требуется. Комментарии к таблице написаны со вкусом. Прочитайте, отдохните :)

Сайт создан в системе uCoz